Вечером в понедельник, 21 декабря, депутат Законодательного Собрания Севастополя (ЗС) от «Единой России» Вячеслав Горелов обнаружил в центре города акт «вандализма» – рабочие меняли парапет (он же бруствер или невысокая стенка) на площади возле памятника адмиралу Сенявину. На следующее утро на заседании ЗС Горелов рассказал о происшествии всему городу.
Основные причины недовольства депутата – вопрос замены парапета не рассматривался на заседании архитектурно-художественного совета; старый бруствер был сделан из крымбальского камня, а новый строят из инкерманского камня, который обладает меньшей плотностью, прочностью и морозостойкостью.
«Я видел, что некоторые участки этого парапета покосились. Однако я считаю, что это совсем не означало, что их нужно было полностью менять. Можно было провести грамотные и точные работы по замене отдельных элементов, можно было подравнять этот парапет. И вообще, мне кажется, что он представляет собой часть жемчужины севастопольского центра. На самом деле, у нас-то ценностей не так много фундаментальных. Это люди и камни. Люди, которые защищали наш город и восстанавливали его после войны, и камни, которые остались в городе. Причем те камни, которые были установлены здесь, может быть, даже до войны», — сказал депутат.
В конце выступления Горелов потребовал пригласить в ЗС представителя правительства, который бы объяснил ситуацию с парапетом. В этот же день на портале правительства Севастополя было опубликовано заявление директора Департамента городского хозяйства Олега Казурина: «парапет в сквере будет вымощен инкерманским камнем абсолютно идентичным тому, который был до этого. Ремонт необходим, поскольку предыдущий камень при начале реставрационных работ рассыпался. В результате экспертизы и составления дефектного акта было принято решение заменить парапет полностью».
Автор не слишком хорошо разбирается в исторической ценности парапета. Возможно, демонтированный бруствер был сделан по уникальной технологии, из уникального камня, уникальными людьми. Возможно, его не стоило менять полностью, а решение о замене надо было принимать после анализа состояния камня специалистами. А, возможно, замена парапета «выеденного яйца не стоит». Проблема в другом – в отношении к «камням и людям». Его хорошо описал Владимир Высоцкий в стихе/песне «Райские яблоки»:
Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем.
Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом:
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем…
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
Эта история давняя, наверное, ментальная. В России, да и не только, ценность живого человек равна примерно «нулю». Другое дело умершие. Им всегда почет и уважение. Конечно, публично такого никто не скажет, но конкретные дела и ненароком брошенные фразы говорят как раз о таком отношении.
Еще раз слова Горелова: «На самом деле, у нас-то ценностей не так много фундаментальных. Это люди и камни. Люди, которые защищали наш город и восстанавливали его после войны (то есть, в основном речь о покойных – ред.), и камни, которые остались в городе».
Я, безусловно, рождена в другое время, наверное, поэтому считаю несколько иначе. Фундаментальная ценность Севастополя – это его жители. Живые люди, которые являются кровью города, его жизненной силой и энергией. Без них и камни, и строители, и защитники Севастополя – «канувшая в Лету» история. Безусловно, и архитектурное наследие Севастополя, и его герои нуждаются в чествовании и защите. Главное, чтобы не в ущерб живым.
А бруствер? Я не слишком хорошо разбираюсь в исторической ценности парапета. Новый мне нравится.
Авторская колонка Алисы Октябрьской
sevkor.ru может не разделять мнение своих авторов. В публикации использована фотография с портала ЗС