Летающее платье и казус с гримом: самое интересное о популярном спектакле «Фабричная девчонка»

В этом году спектакль «Фабричная девчонка» отметил юбилей – 10 лет.
В 2009 году на сцене севастопольского театра имени Луначарского состоялась премьера спектакля Фабричная девчонка». Десять лет прошло с того момента…100 показов – цифры солидные. А
историй в арсенале актеров, связанных с репетициями и показами любимого севастопольцами спектакля, ещё больше.

Десять лет назад режиссером спектакля выступил Григорий Лифанов, но тогда в качестве приглашенного гостя из Москвы. В то время за годы сотрудничества он поставил уже четвертый
спектакль в Севастополе.

Пьесу «Фабричная девчонка» Александр Володин написал в 1956 году. Действие разворачивается на  ткацкой фабрике в Ленинграде, главная героиня по имени Женя — девушка из фабричного общежития, с ней в комнате живут соседки.

Почему многие севастопольцы так искренне любят этот спектакль? Потому что на сцене показано время молодости наших родителей.
Мало кто знает, но с реквизитом для спектакля помогли горожане. Например, для оформления интерьера общежития севастопольцы передали домашний плетеный коврик с изображением Кремля и Москвы. Другие не безучастные к искусству жители города отдали туфли и одежду той поры.

С декорациями однажды произошел курьез.
«На заднем плане на сцене у нас размещены домики, в окнах которых по сценарию загораются огни. Видимо, рабочие что-то перепутали и установили…декорации огромного храма, который тоже в нужный момент светится огнями. А ведь действие спектакля происходит в советское время, когда религию особо не пропагандировали. И тут на сцене у нас вдруг загорается храм! Зрители
этому не придали значения, зато мы – актеры, немного опешили», -вспоминает заслуженная артистка Севастополя Мария Кондратенко, сыгравшая в «Фабричной девчонке» роль Жени.

Было немало забавных случаев и с костюмами. У Марии как-то разошлась молния на платье, а надо выходить на сцену…
«Хватаю за кулисами какую-то непонятную тужурку, быстро надеваю и выбегаю. Пришлось в ней просидеть всю сцену,»- рассказывает актриса.

Но один момент, связанный с платьем заставил артистов изрядно поволноваться. Шутка ли – премьера спектакля, а платье актрисы Нателлы Абелевой-Тагановой, сыгравшей Лёлю, «улетело» куда-то вверх со сменяющимися декорациями. Во время репетиции актриса никак не могла найти, куда бы повесить платье, оно отовсюду падало.  Режиссер  велел актерам прибить гвоздик, чтобы на него вешать одежду. Гвоздик оказался не там, где надо — во время первой сцены, когда девочки в общежитии ложились спать, а декорации менялись, платье Лёли «улетело» вместе с ними наверх.  А следом идет вторая сцена и актрисе нужно быть в этом платье. Нателла в роли Лели хотела было уже «раздеть» другую артистку, но, к счастью, в последний момент платье достали. 

Нередко во время спектакля происходят экспромты, когда актер забывает слова и на ходу придумывает текст и даже песню. Зрители ничего не подозревают, зато самим артистам приходится сдерживаться,
чтобы в голос не рассмеяться прямо на сцене. 
«Самые смешные моменты у нас чаще всего происходят летом, когда в зале и на сцене душно.  Александр Порываев (в спектакле играет Бибичева) заходит за кулисы, чтобы припудрить лицо и убрать блеск с кожи. Видимо, в темноте он наложил слишком много пудры. Выходит он на сцену, подходит к Лёле и говорит ей так серьезно текст по сценарию: «Ты такая бледная, тебе бы на воздух…». А он сам – белый, как в маске», — вспоминает с улыбкой Мария Кондратенко.

По сценарию спектакля герои едят на улице мороженое, но в жару нужно очень постараться, чтобы оно не растаяло во время сцены.


Однажды из-за курьеза от смеха прыснули даже зрители. Артист Владимир Крючков, игравший кинооператора Синицына, пол сцены отыграл, снимая на камеру происходящее. Пока к нему не
подошел Юрий Михайловский и не повернул камеру правильной стороной. 


В свое время режиссер спектакля Григорий Лифанов признался, почему решил поставить на сцене спектакль, написанный в 50-ые годы, ведь многие реалии того времени уже устарели. По словам режиссера, в любое время — советское или постсоветское, люди остаются людьми, и по-настоящему человеческие истории никого не оставляют равнодушными, если они написаны и сказаны честно…

 

Анна Диманова

Фото: Анна Садовникова