Выключить телевизор и научиться анализировать: психолог рассказала про адаптацию к «коронавирусной» реальности

Жизнь уже не будет прежней, по крайней мере еще долгое время. Это стало очевидно уже всем. Несмотря на то, что севастопольцы, как и жители других регионов нашей страны, постепенно выходят из режима ограничений, многие отрасли нашей повседневной жизни еще долго останутся в замороженном состоянии. По-прежнему не работают учреждения образования, заведения общепита, организации спортивной инфраструктуры и досуга. Под большим вопросом проведение курортного сезона, а следовательно, и доходы от него. Многие столкнулись с угрозой потери работы, бизнеса, как следствие, и дохода. Привычные для многих путешествия по стране откладываются на неопределенное время, а о поездках за границу приходится только мечтать. Самое же страшное, что вирусологи предупреждают: уже осенью вирус может вернуться с новой силой.

Как приспособиться к новым реалиям «коронавирусного мира», не впасть в депрессию и не поддаться панике? На эти и многие другие вопросы «Севкора» отвечает клинический психолог, дипломированный специалист по эмоционально образной психодинамической терапии, действующий член Профессиональной психотерапевтической лиги Алина Демина.

— Какие наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются севастопольцы, в части психологии вы наблюдаете сегодня на фоне эпидемии и ограничений?

— Значительно повысился уровень тревожности. Особенно если люди все это время находились в самоизоляции, не работали, то у них проявляются подавленность, апатия, отчаяние. С этими проблемами люди обращаются к нам на консультациях, стараемся максимально и помочь преодолеть эти негативные чувства. Отдельная категория — это возрастные пациенты, находящиеся в группе риска, к которым применяется повышенный режим самоизоляции. Тем не менее, они наиболее защищены с социальной точки зрения и у них, как ни странно, меньше всего присутствует чувство тревоги. Плюс то волонтёрское движение, которое было организовано для пожилых людей, действительно вселило в них чувство, что общество их не ставит один на один с бедой. Нелегко приходится сегодня и беременным женщинам, мне приходится с ними много работать, у них повышенное чувство тревоги, они все же боятся за двоих.

— Какие советы можно дать людям, испытующим постоянное чувство тревоги и подавленности из-за пандемии?

— Основной совет — научиться саморегуляции. Есть определённый комплекс упражнений, который поможет человеку поддерживать себя в равновесии — это и визуализация, и эмоционально-образная терапия. Если вам сложно справиться с этими чувствами самому, то следует обратиться к специалисту, сейчас очень многие консультируют в режиме онлайн. Важный момент – это соблюдение строго распорядка дня. Даже, если вы временно не работаете, продолжайте жить по тому распорядку, который был у вас до карантина. Просыпайтесь, ложитесь спать, принимайте пищу в то же время, что и до карантина. Не позволяйте себе ни в коем случае расслабляться, держите себя в тонусе.

— Существует статистика, согласно которой значительно возросли продажи алкоголя во многих регионах, в том числе и в Севастополе. Как вы относитесь к такой форме борьбы со стрессом?

— Употребление алкоголя в такой ситуации — это шаг к саморазрушению. Это создание иллюзии благополучия, вам кажется, что все хорошо, все наладилось, но это замещение. Тут никакие советы, к сожалению, не помогают, если человек примет решение бороться с тревогой и отчаянием с помощью алкоголя, никто ему уже не поможет.

 — Есть мнение, что режим самоизоляции спровоцирует увеличение числа депрессий. Так ли это, и какие меры профилактики возможны в домашних условиях?

— На сегодняшний день по Севастополю такой статистики нет. Но предположить рост числа депрессий можно. Это связано с наличием отрицательного эмоционального фона, который формируется вокруг каждого человека. При этом люди начинают анализировать ситуацию, и в сложившихся обстоятельствах они склонны к пессимистичным прогнозам. Мы видим разделение общества на две антагонистичные группы: одни говорят, что мы все умрем, другие — пережили войны, переживем и вирус. Это две крайности. У людей срабатывают защитные механизмы, кто-то паникует, кто-то полностью отрицает. Уровень депрессии однозначно повысится, но не будет критичным.

— Многим оказалось тяжело сидеть в четырех стенах вместе со своими близкими. Не увидим ли мы массовых разводов после окончания карантина? Как сохранить нормальные отношения в браке в период самоизоляции?

— Что касается брака, то тут даже дело не в кризисе и не в длительном режиме самоизоляции. Если партнеры видят друг в друге личности, то и в период кризиса, и в период карантина они найдут общие дела и увлечения. Важно уметь взаимодействовать друг с другом в браке или в отношениях, научиться говорить и слышать друг друга. К сожалению, сегодня многие пары просто не умеют говорить друг с другом. Если дело уже дошло до конфликта, то тут главное правило — говорить только про себя, не обвинять, а выстроить открытый диалог. Еще одна сегодняшняя проблема – не все родители могут разговаривать со своими детьми, плюс на это еще наложилось дистанционное обучение, что провоцирует дополнительные конфликты и повышает агрессию в семье.  

— В странах Европы, которые длительное время находились на карантине, значительно возросли случаи домашнего насилия. Столкнемся ли мы с этим?

— Домашнее насилие, к сожалению, было и до карантина. В случае домашнего насилия всегда есть жертва. Если человек становится жертвой, то частично это его установка. Мы не говорим сейчас про детей. Это отдельный вопрос. Но в браке жертве домашнего насилия нужно понимать, что есть алгоритм действий, которых надо придерживаться, если в семье есть насилие: должны документы и деньги хранится в определенном месте, чтобы в любой момент можно было уйти из дома и так далее. Не нужно бояться обращаться в специальные организации, которые помогают жертвам домашнего насилия, звонить по телефонам доверия. Конечно, в условиях коронавируса домашнее насилие может возрасти, потому что агрессор он тоже оказался в стрессовой ситуации. Плюс факт домашнего насилия в ближайшее время не будет вынесено из семьи из-за ограничительных мер. 

— Люди боятся потерять работу или бизнес после окончания карантина. Как не впасть в отчаяние на этом фоне?

— Естественно не нужно впадать в отчаяние, нужно проанализировать сложившуюся ситуацию, продумать варианты альтернативного трудоустройства, если вы работали в пострадавшей отрасли. Если у вас начались проблемы с бизнесом из-за коронавируса, нужно понять, что раз вы смогли единожды раскрутить свое дело с нуля, то вы сможете и снова. Нужно начать строить планы, проанализировать варианты выходы из кризисной ситуации пошагово, главное не впадать в панику.

— Как не поддаться излишней панике, сталкиваясь с волной страшных сообщений в СМИ о ситуации с коронавирусом?

— Я соглашусь с теми, кто советует просто перестать смотреть телевизор и читать новости. Мы все попали в эту кризисную ситуацию, находясь в разном эмоциональном состоянии: кто-то попал, уже находясь в депрессии, кто-то, наоборот, в состоянии подъема, но попадая в этот бесконечный информационный поток, мы все испытываем страх, тревогу и негативные эмоции. Поэтому стоит просто перестать следить за информационной повесткой. Будем мы мониторить новости, не будем, на эту ситуацию мы повлиять не можем. Это все равно, что бороться с восходом и закатом. Мы можем прислушиваться к рекомендациям Минздрава, но для этого не обязательно целый день смотреть телевизор, либо читать новости.

Справка «Севкора»:

Алина Демина в 2004 году окончила СевГУ по специальности практическая психология, в 2015 году окончила Новосибирский институт клинической психологии, в 2016 году окончила Московский институт психоанализа. Основные направления работы Алины Викторовны: фобии, психотравмы, потеря, постстрессовые состояния, навязчивость, длительное нервное напряжение, семейное консультирование.