В Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А. В. Луначарского набирает темп новая творческая лаборатория. Называется она «Третья сцена», которая отдана юным поклонникам Мельпомены – будущим театроведам, культурологам, репортерам и деятелям искусств.
Школьники, студенты, начинающие журналисты включаются в различные проекты, например, «Соучастие. Новая драма», когда молодой зритель становится свидетелем, скажем, читки выбранной к постановке пьесы и участвует в первом ее обсуждении. Интересны и встречи «Событие. Пять вопросов», на которых юные гости расспрашивают мастеров сцены о сути их профессии, актерской судьбе, нюансах работы всех, кто причастен к созданию сценического чуда. Героев таких брифингов ребята выбирают сами. Первым они сразу «вызвали к барьеру» молодого артиста Петра Котрова, потом заслуженного артиста Украины Евгения Журавкина, и вот теперь попросили придти на встречу заслуженную артистку Украины Юлию Нестранскую, которую Севастополь знает не только как замечательную актрису, но и активного общественника, подвижника Союза театральных деятелей России.
Но, казалось бы, что нового в «круглых столах». «Ан, нет! – комментирует помощник главного режиссера театра Аксинья Норманская, – Мы задумали научить ребят задавать нестандартные вопросы. Это интерактивное общение, своеобразная игра, которая подвигает взглянуть на мир театра с самых разных сторон – творческой, социальной, семейной, научной, спортивной. Пусть наши собеседники не станут театроведами или театральными критиками, но с любой профессией их отношение к нашему искусству непременно будет глубже, они сами получат больше от общения с театром! Мы стимулируем в них умение общаться, анализировать, думать, быть любознательными и в то же время деликатными, напористыми и в то же время тонко чувствующими. Если такие молодые силы пополнят журналистику, тем более, пишущую о театре, будем просто счастливы!»
Режиссер добавила, что после таких встреч ребята готовят интервью, самые интересные из которых публикуются в газете «Луначарец» и на страницах соцсетей театра. Авторы лучших вопросов (по мнению интервьюируемых) награждаются пригласительными билетами на спектакли. Проект развивается успешно, что позволяет начать работу и «Театральной школе», где ребят уже будут учить пониманию драматических произведений, вместе с ними смотреть спектакли, совместно обсуждать постановки, осваивать «театральный словарь» и другие азы сценического искусства.
И вот на «лобном месте» Юлия Брониславовна Нестранская. И, конечно, ребята задают ей вовсе не пять, а гораздо больше самых заковыристых вопросов. От того как, по ее мнению, развивается современный театр и почему не умирает классика, как пережить бурный успех и обидный простой, как входить в одну роль и не повторяться в другой, до того, есть ли у театра связь с космосом и легко ли прожить на актерскую зарплату.
К чести заслуженной артистки, Юлия Брониславовна не теряется ни в одной ситуации, считывает с уст молодых собеседников даже самые длинные вопросы и, разбив их на «метки», подробно отвечает на каждый. Блестяще владея речью, она учит говорить просто, доходчиво и в то же время емко и выразительно. И, что называется, не мудрствует лукаво. Например, на вопрос, с чего начиналась работа над последней премьерой театра – мистическим спектаклем «Мастер и Маргарита», ответила просто: «С пробежек. Сначала на два, потом на четыре, потом на восемь километров… С тренировок и репетиций трудных, напряженных. Вы спрашивали об особенностях нашего времени, так вот, оно весьма жестко к любому профессионалу: либо выдавай максимум, либо уходи, тебя сейчас же заменят более сильные. Мы живем в очень требовательное время!»
Словом, разговор получался не только о театре и продлился более полутора часов. А когда мастеру сцены выпало заключать его своим вопросом, Нестранская неожиданно спросила: «А вы знаете, что значит английское «Вау!», синоним привести можете?» И со всех сторон посыпалось: ух ты, вот это да, классно, замечательно, здорово! У всех нашлось по ударному словечку. «Вот видите, – заключила актриса, – как богат наш родной язык. Давайте говорить по-русски!».
С этим очередное «Событие. Пять вопросов» завершилось. Мораль ясна всем.
Наталия Микиртумова