В Балаклаве ремонт участка дороги на улице Новикова затягивается на неопределённое количество дней. 10 дней назад бригадир одной из многочисленных ремонтных бригад говорил о завершении ремонта до 30 июня. В тот день бригада, выламывала старый, на вид достаточно крепкий, бордюрный камень и устанавливала новый по нечетной стороне улицы. Другая бригада извлекала оголовки коммуникационных колодцев и решетки ливневой канализации. Ручная ювелирная работа кипела, на глазах близилась к завершению. Скорость движения на этом участке дороги была ограничена не столько дорожными знаками, сколько торчащими над дорогой чугунными крышками люков и решетками. Их нужно было либо объезжать по встречной полосе, либо переезжать на минимальной скорости для предотвращения разрубания покрышек. Еще через пару дней вернулась бригада «бордюрщиков». Теперь они полностью блокировали движение транспорта по четной стороне улицы и приступили к замене бордюрного камня. Управились быстро, за три дня.
Еще через пару дней прибыла бригада для укладки поребрика. Это совершенно другая бригада, не имеющая ничего общего с предыдущими. Она приступила к разборке тротуара по нечетной стороне улицы и укладки камня под корни деревьев и кустов, ограничивая ширину тротуара. Уже устанавливали доски опалубки для заливки бетонного замка. Но что-то пошло не так. Как рассказал новый бригадир, куратор потребовал углубить траншею, подсыпать щебня и только потом положить бетон и камень. То есть, сделать как нужно, а не как хочется бригаде. Заказанный бетон в тот день пришел в срок, но по назначению использован быть не мог. Траншеи-то еще нет. За ночь кучи бетона намертво застыли на проезжей части дороги. Рядом самосвалы выгрузили горы щебня для подсыпки. Но подсыпать еще нечего.
А тут подошло время освободить проезжую часть дороги для укладки второго слоя асфальта ООО «Дорожник». Вот весь день бригада «поребрщиков» (три человека) вручную ковыряла ломом и кувалдой застывшие кучи бетона, перебрасывала лопатами щебень. Можно было бы трактором эту работу выполнить за час, но строительной дорожной техники у бригады нет. Всё складировали на злополучном разбитом тротуаре до лучших времен. После завершения укладки асфальта мусор и щебень вновь будет сброшен на проезжую часть, чтобы освободить тротуар для дальнейшего ремонта. Канава будет углублена, поребрик смонтирован. После этого тротуар закатают в асфальт. На том ремонт и завершится. Если не придет пятая бригада с тротуара, которая и расковыряет асфальт для монтажа ограждения тротуара.
Кстати. Бордюрный камень и поребрик – это одно и тоже изделие. Название зависит от способа укладки камня между разными уровнями покрытия дороги. Но в нашем конкретном случае установкой бордюра и поребрика занимаются разные бригады и разные бригадиры.
Вот такая технология ремонта дороги использована в Балаклаве.