Театр Луначарского. Анна и Лифанов Каренины

Субботним вечером 21 июля 2018 года в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени А.В. Луначарского могла не состояться одна из лучших премьер сезона – спектакль «Анна Каренина», поставленный по одноименному роману Льва Толстого главным режиссером Григорием Лифановым. Причина — заболел исполнитель одной из главных ролей. Но билеты раскуплены, зритель ждет. И спектакль состоялся! Состоялся, потому что на сцену в рабочем актерском качестве вышел сам режиссер.

История Мельпомены полна фантастических историй о том, как театральные золушки становятся королевами сцены. Для этого нужны лишь знание пьесы и гарантированная болячка или каприз примы. И вот уже восходящая звездочка в перекрестье софитов, блестяще поёт и пляшет, а ей, сбивая ладони, рукоплещет зал. На сам же деле, всякая замена в ходе подготовки или развития спектакля весьма болезненна. Как истинное произведение искусства, спектакль рождается в муках, рождается как живое существо, к которому не перекрутишь по обстоятельствам ручки и ножки. Каждый исполнитель – плоть от плоти режиссерской идеи, краска, наиболее подходящая для общей картины. Исполнители вживаются в сценическое действо, становятся частью его, а случайный фрагмент пазла, даже почти подходящий по форме, только разрушает рисунок.

Тем не менее, жизнь то и дело испытывает театр. И в этом смысле лифановская «Каренина» просто показательна. Она уже пережила два варианта постановки, явив зрителю двух исполнителей и роли Анны, и роли Вронского. И вот теперь еще одно испытание: на сцену не может выйти заслуженный артист Украины Виталий Таганов, исполнитель роли Алексея Александровича Каренина. Что делать?!

Можно ли было предположить, что сам режиссер решится закрыть собой амбразуру. На что он надеялся? На знание пьесы, выношенный авторский замысел, а, может, на собственную, близкую к типажу аристократическую внешность… Не в этом суть. Билеты раскуплены, а до аншлага их добрали особо любопытствующие театралы и коллеги. К рампе, режиссер!

На удивление, его выход не вызвал в зрительских рядах и шепотка. Зал был столь увлечен действом, что даже ожидая Лифанова, не заметил, как он появился. Потому что появился не  Григорий Алексеевич, а Алексей Александрович и органично влился в общее повествование, не разрушая и не нарушая его.

Потом, наверное, будут спорить, переиграл режиссер своего актера или не доиграл, пусть спорят. Важнее другое: он погрузился в полотно уже состоявшегося спектакля с той деликатностью, которая не нарушает найденных верных красок, привнеся то, что делает повествование целостным. И как это верно! Состоявшийся спектакль всегда важнее любых персоналий. А спектакль «Анна Каренина» именно такое – неординарное, состоявшееся сценическое явление. В нем нет смысла тянуть на себя одеяло, в нем важнее найти свою ноту в общей партитуре. Лифанов нашел такую ноту – он нарисовал Каренина благородной пастелью, изящно и тонко, и лично мне это очень пришлось по душе. Поверилось: обманешь такого человека, действительно кинешься под паровоз. Между страстью и долгом у героини нет другого выхода, кроме… совести.

Если же говорить просто, режиссер как истинный профессионал спас спектакль, который хотели увидеть так много зрителей. Думаю, разочарованных не было, хотя бы судя по бурным финальным аплодисментам. Мы стали свидетелями эксклюзивного действа, которое не повторяется, как в старых шапито, над которыми выписывалось: «Только одна гастроль!».

Наталия Микиртумова, заслуженный журналист Крыма

Фотографии предоставлены пресс-службой театра им. Луначарского

3 комментариев на “Театр Луначарского. Анна и Лифанов Каренины

  1. Образ Каренина, созданный Лифановым, понравился очень. Хотелось ему сопереживать…

  2. Да, это Поступок с большой буквы. Это шаг сильного лидера. Не сдались, не скисли Браво, Лифанов! Браво, театр!

  3. Опять льете елей. Режиссер поступил так, как должен был. Билеты проданы, бабки в кассе, возвращать их что ли! Ну вышел, ну сыграл…

  4. Сергей, мне кажется, мы сталкиваемся с вами уже вторично. Почему вы во главу угла все время ставите деньги? Ничего больше за душой нет? Не знаю, представляете ли вы, что такое срочный ввод. Это профессиональный подвиг! Пусть не вселенского масштаба, но подвиг. И он в театре Луначарского не единичен. Так сумела сделать Ирина Демидкина в «Хануме», когда ей пришлось заменить приболевшую Людмилу Борисовну, саму Кара-Гяур!!! Так поступил Илья Спинов во «Фреде» Петрова, да всего зритель, наверное, никогда и не узнает. Но это позиция, позиция коллектива, который не сдается, как бы туго ни пришлось. Вы еще спросите, почему у режиссера на всякий пожарный случай не было второго Каренина! А вы думаете, их откуда берут, с неба?! Вот она, труппа, вот задача, которую надо выполнить. И как бы было здорово, чтобы Дездемону душил именно мавр, но где их взять в наших землях?!
    Есть одна такая сентенция: «У него в жизни больше ничего не осталось, кроме… денег. А вот у Лифанова и нашего театра есть еще и вдохновение, и творческий драйв, и радость победы! Печально, что вы этого не в состоянии понять!

  5. Наталия, понимаю вашу горячую любовь к театру и желание защитить свою позицию. У меня тоже возник вопрос, почему нет никого на случай, если что-то произойдет с исполнителем главной рли? Я даже предположила, что это недоработка руководителя. А потом пообщалась с актрисой московского театра им. Маяковского (она сейчас гостит в Севастополе) и выяснилось, что даже в больших столичных театрах очень часто нет возможности иметь обязательно во втором составе абсолютно всех героев. В театре просто отменяют спектакль, редко совершают чудеса и резко вводят кого-либо, если речь идет о ведущей роли. У луначарцев действительно позиция — все делают исключительно во благо зрителей. Сегодня такой темп жизни, что выбрать время на поход в театр — это событие. Я бы очень расстроилась, если бы мне предложили сходить на этот спектакль в другой день или посмотреть вместо него, что-либо другое. Так что спасибо театру за такую позицию.

  6. Сейчас в ходу словечко «Прикольно». Но у него нет окраски. Просто прикольно. То ли на гвоздик сел, то ли денежку нашел. Но задело. Вот некоторых (порой даже не зрителей) задевает что-то в окружающей жизни, а что, они понять не могут. Но скепсиса через край! Что ни надень, костюмчик всегда не так сидит. Еще н старик, а уже брюзга. Это по поводу Сергея. А что касается Лифанова, было бы здорово услышать тех, кто в театре работает. Или не решатся оценить работу своего шефа?

  7. Как вас с бабками-то зацепило! Да их надо просто уметь считать, иначе все вокруг нищими будут толкаться, да и актеры тоже. Тот, кто нет способен, сваливает на нежность чувств, но кушать-то хочется!

  8. Мне кажется, вы что-то путаете, мы ведем речь об искусстве, о творчестве, об ответственности за дело, которое доверено, а вы все переводите на пятаки.

  9. Пойти чтоль посмотреть, от чем толкуете. Это история о том, как тетки мужиков кидают, а потом сами под паровоз. Прикольно.

  10. Главный режиссёр и театр поступили так, как должны были поступить — для кого-то из зрителей в летний период это единственная возможность посмотреть спектакль, который давно хотелось увидеть. Театр не имеет морального права поступить иначе. Прежде всего. Болезни артистов и работников театра, проблемы и заботы театра не должны касаться зрителей. Это нормальная позиция нормального театра. Поступок Григория Алексеевича Лифанова мы считаем исключительным. В силу, прежде всего, драматичности обстоятельств и крайне малого времени для ввода в такую значимую и большую роль. Всем, кто хочет оценить, на сколько профессиональна эта работа — добро пожаловать на актёрский мастер-класс от Лифанова. Он играет в «Анне Карениной» в августе. Не хотелось бы говорить об этической стороне вопроса, объяснять ситуацию с позиции каждого артиста и особенно артиста, находящегося сегодня в больнице — никто не обязан об этом думать — но попросить выбирать слова всё же решусь. Режиссёры не должны заменять артистов. Они должны ставить спектакли. И когда режиссёр выходит в роли, в которой ни зрителями, ни даже критиками априори не может быть принят никто другой, кроме Виталия Александровича Таганова, решайте сами — елей ли здесь льют. Это поступок не режиссёра — поступок человека. Никому и никогда мы этого елея не пожелаем. Всех благ и здоровья каждому!

  11. Я предлагаю всем посмотреть спектакль, а то получается не совсем полноценные суждения. Критикуем тех, кто его видел, сами далеки не только от театральной жизни, но и от классической литературы. Лень читать, вам облегчили жизнь, поставили спектакль. развивайтесь.

  12. Спасибо за нужную и важную публикацию. Такие статьи мотивируют походы в театр, а это очень здорово!

  13. Слушайте, хорошо рассуждать здесь, сидя у экрана смартфона или компьютера. Молодец Лифанов или просто исполнил свой долг — сложный вопрос. Но выйти на сцену, вокруг софиты, множество людей в партере, амфитеатре и на двух ярусах балконов! Кто не пробовал — поверьте, не так-то просто. Он режиссёр, сцену не боится, но порой эти люди, то что ставят, самостоятельно не в силах воспроизвести. На мой взгляд — серьёзный шаг талантливого режиссёра.

Добавить комментарий для Елисей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *