Школьный ад: Что не так с современной школой

Образ учителя — ключевой фигуры в советской школе — стерт до дыр

Сегодня в России отмечается День учителя. В этот день не только поздравляют и благодарят педагогов, но и вспоминают о всех скопившихся проблемах в отечественном образовании.

Учителя жалуются на возросшую нагрузку из-за пандемии –он-лайн уроков, электронных журналов, нехватки кадров. Дети, как зомби, повторяют страшное слово «ЕГЭ». А родителям приходится лавировать между учителями, собственными чадами и репетиторами, без которых уже сложно обойтись и в младших классах.

С чего начинаются сложности

Пролетел месяц нового учебного года, и мы решили поинтересоваться у мамы типичного первоклассника, с какими сложностями им пришлось уже столкнуться.

«Я, как мама первоклассника, столкнулась с рядом проблем, о которых мне говорили все вокруг, но я не верила. Я думала, все преувеличивают, но не может быть школа таким ночным кошмаром, потому что все же учились, все было легко и просто, особенно в начальной школе, где дети учатся читать и писать», — начала нам свой рассказ мама первоклассника Дарья.

Она подошла к началу учебы своего сына Тимы осмысленно. Прочитала закон об образовании, из которого почерпнула, что до поступления в школу детям не обязательно уметь читать и писать, в Минобразе считают, что первоклашки всему этому научатся, как только сядут за парты. Но уже первый месяц обучения сына показал ей, что современная российская школа — это совсем не та школа, в которую она ходила сама, как минимум 20 лет назад.  

«Хочу сказать родителям всех первоклассников, что это огромный обман эти положения в законе об образовании, потому что программа очень сложная, которую даже взрослому непросто понять. Во-первых, она не предполагает, что ваших детей будут учить читать и писать, поэтому ваш ребенок, идя в школу, должен уметь писать слитно слова и предложения, он должен уметь решать примеры в пределах 20, и должен хорошо читать. Это не вина учителей, это та школьная программа, которая существует», — высказала свои негодования мама первоклашки.

Она подробно окунулась в обучение своего ребенка и рассказала, какие подводные камни приготовил Первый класс для родителей. Самый главный из них – это отсутствие домашнего задания у малышей и оценок.

Даша показал это на примере изучения детьми математики в обычной севастопольской школе, в которой учится ее Тима. Им преподают предмет по учебнику Петерсона.

«Она призвана типа развивать логическое и абстрактное мышление у детей. И если вашему ребенку не повезло с одним из этих мышлений, они обречены не усвоить математику по Петерсону. Во-первых, эта математика вообще не учит считать, логика непонятна порою и взрослому. Во-вторых, чтобы ее понять, нужно обязательно ребенку «разжовывать» дома. На уроке, где учится 30 человек, учитель не в состоянии объяснить каждому», — отметила мама Даша.

Он добавила, что по учебникам данного автора школьники учатся вплоть до 9го класса, а значит их итоговая оценка будет зависеть от того, смогут ли им «разжевать» еще в младших классах первые понятия.

«В первом классе не задают домашнего задания, но это работает против вас и вашего ребенка. Потому что все, что ребенок не понял будет накапливаться, как снежный ком. В итоге родители, которые не вникают в этот процесс и ходят счастливые, ведь ребенок не приносит плохих оценок, то во втором классе они столкнутся с тем, что их ребенок не справляется с заданиями, он просто их не понимает: он целый год упустил, он не умеет считать и читать, если не умел до первого класса», — подчеркнула Даша.

Подвох оказался у первоклашек даже с Букварем. Его теперь просто нет, а есть, как Дарья считает, странная Азбука, которая нацелена на то, чтобы ребенок сразу составлял фонетические схемы. Это разбор слова на слоги, ударные, гласные, согласные, мягкие, твердые согласные. То есть до поступления в школу нужно еще и эти знания ребенку вложить, потому что начинают учить с первых недель первого класса.

Мама порекомендовала родителям самостоятельно и много читать с детьми, потому что школа научить читать уже не может. А в конце года начнут проверять скорость чтения.

Те же проблемы и с письмом. Старые советские прописи канули в лету, крючки и элементы букв листами уже не пишут первоклашки. Дашиному сыну раздали тетради, в которых они сразу отрабатывают написание букв. И прописи сейчас без косых линий. Если ребенок не умеет писать, он заваливает буквы в разные стороны. Правильного наклона не вырабатывается. Поэтому родителям нужно найти старые прописи или тетрадки в «косую» и самостоятельно учить своего ребенка правильно писать.

А главное, на это еще нужно находить время, потому что малыши еще завалены факультативами, что в общей сложности у них получается по 5-6 уроков день.

Подводя итог своего открытия, мама Тимы порекомендовала родителям не обольщаться, что сейчас самым юным школьникам не ставят оценок и не задают домашнее задание, а подходить к учителям и узнавать, что у вашего ребенка не получается. «Помните старый советский принцип: в начальной школе учатся не дети, в начальной школе учатся родители», — резюмировала Дарья.

 

Последняя капля и домашнее образование

Как из общительного ребенка и призера всероссийских конкурсов может сделать обычная школа «на районе» закрытого закомплексованного двоечника узнала мама Наташа, когда ее дочь перешла в четвертый класс. Младшую школу ее активная и всесторонне развитая девочка закончила без проблем с хорошими оценками. Поэтому она не сразу поняла, что происходит с ребенком в 5 классе.

«Ни о какой адаптации не шло и речи — первую двойку по математике моя дочь получила 3 сентября. Собственно, это и было началом конца — учительница так и не дала ей шанса поверить в себя; слово «дура» было самым мягким из брошенных ей оскорблений. К учителю охотно подключились дети — и буллинг «этой дебилки» был, как потом выяснилось, жесточайший. Дочка все больше замыкалась в себе, зарабатывала комплекс за комплексом, апатия сменялась эмоциональными срывами. Она стойкий солдатик и не сдавалась, но и силенок противостоять массовой агрессии не было. К сожалению, узнала я об этом далеко не сразу — моя девочка, очень живая и общительная, замолчала наглухо», — рассказала Наталья, как столкнулась с черствостью учителей, которые и задают атмосферу в детском коллективе.

На полутора лет они сталкивались в школе с эпизодом за эпизодом, когда те, кто должен обучать и наставлять, отравляли жизнь ребенка.

«Дети по приказу классного руководителя за руки, за ноги радостно тащили к завучу одноклассника на «разборки»; когда велели принести заявления в Юнармию, «а то не отпустят домой, если будет болеть голова»; когда отправляли домой переодеть «неподходящие» брюки; когда учителя говорили, что это «самый дебильный класс»; когда моей дочке, занявшей призовое место на всероссийском конкурсе сочинений, об этом не сообщили, а грамоту просто «забыли» вручить», — привела мама еще ряд примеров, с которыми столкнулась за годы, пока еще сомневалась в переводе дочери на домашнее обучение.

«Терпения хватило до середины шестого класса. Дочка уговорила — мы ушли на семейное образование. Вопросов переход ни у кого, включая директора школы, не вызвал, а личное дело отдали на переменке ребенку», — так началась новая жизнь у девочки и у мамы.

Наталья подчеркнула, что с семейным образованием ее ждали свои сложности, как то отсутствие мотивации, самоорганизации у 11-летнего ребенка и большая вовлеченность родителей в уроки, чем хотелось бы. Вопрос с общением со сверстниками решили кружки и театральная студия.

«Хорошо выспавшийся, вовремя поевший, переставший болеть ребенок — это огромный плюс семейного образования. И, безусловно, уровень обучения нашей интернет-школы даже не буду сравнивать с обычной: каждый урок — это видеолекция (иногда две-три по одной теме) именитых педагогов, кандидатов и докторов всяческих наук, плюс онлайн-консультация, тренажеры, тесты, и только потом — выполнение домашнего задания. Но главное — появились (а точнее, вернулись) уверенность в себе и умение иметь свое мнение, а не вколоченные горе-учителями штампы и стандарты», — поделилась свои опытом мама школьницы, которая уже 9й класс будет заканчивать самостоятельно на семейной форме образования.

Современную школу «на районе» она охарактеризовала как здание с образовательными услугами. «Образ учителя — ключевой фигуры в советской школе — стерт до дыр. Раздраженные, перегруженные «часами», мало зарабатывающие педагоги почти не скрывают негатива по отношению к детям — особенно «отстающим» или выбивающимся из стандартных рамок, куда их впихивает система», — такое впечатление у них осталось после нескольких лет учебы в классической школе.

Подготавливая данный материал, на одном из учительских форумов мы встретили такой комментарий учителя на пенсии, который продолжает работать по профессии: «Объем знаний школьники сейчас получают меньший, чем в советской школе, но освоить его им куда трудней. При этом дети не понимают, что это государственная программа им такие требования выдвигает. Для них главные раздражители — учителя, которые их мучают и требуют, требуют, требуют»…

Так, вот пока в современной системе образования разбираются и ищут виноватых, в школах и вузах периодически вспыхивают случаи «шутинга», когда озлобленные закрытые в себе дети приходят в учебные заведения и стреляют без разбора.

Психиатр Мадина Пираева в комментариях о трагедии в Казани, когда было убито в школе 11 человек, 9 из которых дети, рассказала, что триггером, который может подтолкнуть человека к совершению шутинга может послужить школьная травля, психологические и психические проблемы, сложные отношения с родителями. Поэтому эффективнее, чем заборы школьников спасут психиатры, закрепленные за каждым образовательным учреждением, внимание и участие родителей и педагогов.

Поэтому детям, которые сейчас пропадают за гаджетами и даже учатся с компьютерами, как никогда нужно правильное общение с учителями, наставниками, тренерами и, конечно, родителями.

Ольга Сурикова

 

 

4 комментариев на “Школьный ад: Что не так с современной школой

  1. Всем родителям ! Это — правда! Перед 1 классом я нанимала учителя. Перед школой дете должно научиться читать текст, и считать. Тогда с 1 классом все будет ок .

  2. Вот и мой сын в 1м классе подвергся буллингу со стороны учителя, которая не сочла нужным вызвать меня в школу а просто высмеивала ребенка за медленный темп работы и ставила двойки в особую школьную тетрадь которую не видели родители и дети писали там в школе. Сейчас ребенок учится в 3 классе с сопровождением психолога. Мотивации к обучению нет, убили на корню ребенку который бежал в школу изначально с удовольствием.Ребенок не рассказывал что его высмеивает учитель, все открылось только через 3 месяца когда ребенок уже не мог терпеть насмешки уже и со стороны всего класса. А если еще добавить нелегкую программу, то теперь мы так и пытаемся до сих пор привить дитю мотивацию и наверстываем упущенную программу сначала 1го а потом и второго класса.

  3. Вот и мой ребенок подвергся буллингу со стороны учителя в 1м классе. Сын ходил в школу с удовольствием пока писали прописи, а потом его как подменили. Стал психовать и кричать чтотв школу больше не пойдёт. На вопросы что происходит не отвечал замалчивал. Только через 2 месяца он признался что учитель высмеивает его за низкий темп работы, а потом присоединились и ученики класса. Учитель тайно ставила ему двойки в какую то школьную тетради( на дом она их не давала), узнали мы когда она все же выдала их детям на руки. Психолог в школе отказался работать с ребенком ообьясняя это тем что ребенок лишь проходит адаптацию.
    Сейчас сын ученик 3го класса. Мотивацию к обучению до сих пор восстанавливаем вместе с психологом( платным) , программа упущена и 1го и второго классов. Школа давит на то что родители всё обучение ребенка запустили. Но мы то педобразования не получали, ребенку помогаем как можем. Вот так получается что школа не помогает, освоить учебную программу.

    1. Сил и вам и терпения помочь ребенку вернуть интерес к учебе. Иногда выход — домашнее образование

Добавить комментарий для Аноним Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *