Мировые рекорды Юрия Тюрина

Всего полгода как старейший действующий маячник мира – начальник Ай-Тодорского маяка гидрографической службы Черноморского флота капитан 2 ранга в отставке Юрий Иванович Тюрин «ушел в запас» с последнего места работы. Кажется, еще вчера этот уникальный «штатник», оставаясь в должности, отмечал 90-летие со дня рождения, а нынче, пусть и за штатом, отмечает другую, не менее весомую дату – 40-летие своей маячной вахты на Ай-Тодорском маяке.

Заметим, что при этом ничего в образе жизни ветерана не изменилось, разве что полностью перешел с зарплатного денежного довольствия на пенсионное. Он все так же зорко бдит за зеленой маячной звездой и четкой работой смотрителей. И нет для них большего авторитета, нежели патриарх флотской гидрографии Юрий Тюрин.

На флоте, в Севастополе, Крыму, и, наверняка, во всей России заслуженный старейшина гидрографов широко известен. Юрий Иванович – специалист высочайшего класса, энциклопедического профессионального кругозора. Его имя занесено в фундаментальный многотомник «История гидрографической службы Российского флота», он – член Географического общества России, участник кругосветной антарктической экспедиции, создатель двух музеев и составитель карт черноморских маяков, мест гибели кораблей ЧФ, краевед и подвижник патриотического воспитания земляков.

И все свои годы, а это более 70 лет служения раз и навсегда избранному делу, он в первую очередь – военный гидрограф.

Еще лейтенантом Тюрин стал участников небывалых проектов. 1949 год, Тихий океан, Совгаванский гидрорайон. И маневренная гидрографическая партия, приступившая по указанию И.В. Сталина к секретному заданию особой важности – соединению острова Сахалин с материком тоннелем под Татарским проливом. Опробирование проекта «Сахалинской пуповины» требовало выбора мест, их промера, привязки причалов…

В этой экспедиции молодой специалист получил большую практику в выполнении работ по геодезии, лигонометрии, топографии, нивелированию. Подчас это происходило в самой жесткой обстановке. Сам полагает, что тогда он… родился вторично. Ибо ровно в день 25-летия их маленькое судно попало в сильнейший шторм, и хотя экипаж пробился к острову Монером, по предположению местных маячников там и загинул. Но гидрографы выстояли и выбрались на родной берег! А старший гидрограф Южно-Сахалинского района Тюрин до сентября 1957 года занимался развитием системы навигационного оборудования острова, строительством маяков и светящих навигационных знаков.

В день своего тридцатилетия – 24 октября 1957 года он впервые ступил на землю Севастополя, чтобы отдать все свои силы служению Черноморскому флоту и его легендарной крепости. Начальник части навигационного оборудования Севастопольского района гидрографической службы, потом заместитель начальника и начальник Севастопольского района ГС и его подчиненные стояли на страже безопасности мореплавания, бесперебойной работы навигационных систем, маяков. Его служебная пора стала самой плодотворной в укреплении материально-технической и бытовой базы района. Шло интенсивное строительство, подняты многоквартирные жилые дома, создана вертолетная площадка, обустроены подсобные помещения, капитально ремонтировались и обновлялись маячные городки…

Удивительно ли, что и после ухода в запас Юрий Тюрин не выпустил из рук морскую путеводную звезду. Ему выпала честь встать на часы у одного из старейших маяков Черноморского флота – Ай-Тодорского, века назад зажженного по велению вице-адмирала М. П. Лазарева.

И вот сорок лет, как Юрий Иванович Тюрин бессменно несет эту вахту. Ай-Тодор ни разу не подвел мореходов, а капитан 2 ранга запаса вместе со своей командой не только на высочайшем уровне выполнял должностные обязанности. Он прошел маршрутом участников кругосветной экспедиции, посвященной открытию Антарктиды Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. На двух кораблях гидрографической службы ЧФ ведущие советские ученые и военные специалисты прошли через 3 океана, 19 морей, 12 проливов, оставив за кормой почти 36.000 миль, треть из которых выпала на плавание в сложных гидрометеорологических условиях, среди материковых льдов и айсбергов.

В честь гидрографов, в том числе совершивших и этот поход, Юрий Тюрин создал на базе маячного городка Ай-Тодор два музея, собрав ценнейшие документы и экспонаты, коллекции корабельных приборов и якорей. Став подвижником краеведения и военно-патриотического воспитания, он восстановил историю маяка, любимого и посещаемого не только царскими особами, но и великими писателями, деятелями науки и культуры. Благодаря Тюрину сохранены камни древнеримской крепости Харакс, что когда-то базировалась на этом же мысу. Усилиями гидрографа-черноморца новым поколениям возвращены имена маячников, отважно сражавшихся с захватчиками в годы Великой Отечественной войны, они внесены в книги и даже на корабельные борта!

В книге почетных посетителей Ай-Тодорского маяка, его кают-компании десятки уникальных записей, росписи космонавтов, военачальников, ученых, писателей и поэтов. Ветерану, которому идет десятый десяток, до сих пор пишут, звонят, передают приветственные адреса и послания друзья, коллеги, ученики.

А еще, в судьбе Юрия Тюрина была и есть большая, светлая, верная любовь. Вместе с супругой Раисой Гурьяновной они прошли долгие офицерские, трудовые и жизненные дороги, отметив и золотую, и  бриллиантовую свадьбы.

Главная родовая заповедь этой фамилии – беззаветное служение Родине.

Наталия Микиртумова

Фото Андрея Лубянова и из семейного архива Тюриных

2 комментариев на “Мировые рекорды Юрия Тюрина

  1. Добрый день.
    Спасибо большое за интереснейший материал! Великие люди, великие места. Мы, группа документалистов, собираемся снимать кино о людях моря и хотим взять интервью у Юрия Тюрина. Просим Вас оказать нам помощь и поддержку. Как можно с Вами связаться? Будем очень благодарны за помощь.

    С уважением,
    Кирсанов Андрей
    +7 968 766 27 14

    1. Передали ваши координаты автору, спешите встретиться, Юрий Иванович очень слаб. Плохо сеюя чувствует

Добавить комментарий для редактора Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *