«Вертолетка»: прошлое, настоящее, будущее

Первым «серьезным» летательным аппаратом, покорившим небо Севастополя, был аэростат. 1 сентября 1901 года поручик фон Берхгольц, лейтенант Большев и инженер-механик Ротманов поднялись на привязном аэростате на высоту 170 метров. Через несколько дней были выполнены  еще три подъема аэростата, но уже в море – с палубы броненосца «Георгий Победоносец» при ходе 10 узлов. Это были первые в истории флота воздушные опыты, проведенные у нас, в Севастополе.

Надо отметить, что в России  еще в 1885 году была создана Воздухоплавательная команда, в 1890 году преобразованная в Отдельный воздухоплавательный парк, который находился под Петербургом в распоряжении Комиссии по воздухоплаванию, голубиной почте и сторожевым вышкам. В 1902 году, по итогам первого испытания аэростата в Севастополе, Главный морской штаб решил создать морские воздухоплавательные парки «в крепости Севастополе, Кронштадте и Порт-Артуре». Для этого в состав Учебного воздухоплавательного парка с флотов были откомандированы морские офицеры «для изучения воздухоплавательного дела и последующего комплектования воздухоплавательных парков». От Черноморского флота на обучение был отправлен лейтенант М.Н. Большев. Именно он в 1901 году купил у энтузиаста-воздухоплавателя К. Данилевского воздушный шар и убедил командование Черноморского флота провести вышеописанные испытания.

В апреле 1902 года Михаил Большев, прошедший обучение в Учебном воздухоплавательном парке, назначается начальником Морского воздухоплавательного парка Черноморского флота. Первоначально парк располагался в Камышовой бухте, где проводились испытания воздушного шара «Кобчик».

В течение нескольких лет Севастопольский воздухоплавательный парк неоднократно прерывал свою деятельность, временно расформировывался, менял место базирования. В частности, к зиме 1903 года опытный парк получил «помещение для имущества, мастерскую и сарай для шара» в бухте Голландия. И, тем не менее, в период становления и развития отечественного военного воздухоплавания и воздухоплавания Черноморского флота, парк успешно выполнял роль испытательного полигона по применению воздушных шаров на боевых судах. Он также являлся центром для подготовки воздухоплавателей российского флота.

Успехи воздухоплавателей шли семимильными шагами. Весной 1902 года Черноморский флот получает свой первый воздушный шар «Кобчик». Были проведены аэрофотосъемка Севастопольской бухты с высоты 325 метров, привязочные подъемы в море с броненосца «Чесма», ночные подъемы с берега, выполнена эвакуация человека с борта броненосца на берег и обратно. В январе 1904 года у нас появился первый в мире аэростатоносец – специально оборудованный броненосец Черноморского флота «Синоп».

В 1908 году Российская Империя приступила к созданию дирижаблей.

Член Севастопольского регионального отделения  ОО  «Союза журналистов РФ» Иван Ермаков

sevkor.ru: В публикации использован отрывок из книги И. Ф. Ермакова «Вертолетка»: прошлое, настоящее, будущее», изд. 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *